Давид Эйдельман (davidaidelman) wrote,
Давид Эйдельман
davidaidelman

Categories:

О торможении речи

Когда мы говорим о ком то, что он хороший оратор, то мы как правило имеем ввиду, что человек говорит «ровно», «гладко», «без запинки», «как по писанному» и т.д.

Правильное ли это представление?

Не совсем.


Еще в блистательном 18 веке, с его великолепной культурой салонных острословов и пламенных речей, было замечено, что отличительный признак хорошего оратора, что его речи сильно страдают в записи.

В веке 19 было замечено, что гладкие речи плохо запоминаются. Хорошо говорил. А о чем? Не помню...

В веке 20, когда публичные речи вождей стали печатать в качестве передовиц в газетах обнаружилось, что огромное количество людей, которые собираются на митинг послушать властителя дум, не спешат читать эти речи в газетах.

В театре была обнаружена содержательная функция пауз и запинаний...

Затем было обнаружено в фокус-группах, что когда спорят двое, то прослушавшим спор предлагается оценить кто из двоих лучше говорил и кого лучше запомнили, то лучше запомнили содержание речи того, кто как будто говорил хуже. Выяснилось, что иногда говорящий лучше (того кого участники группы оценили в качестве говорящего лучше) не запоминается по причине гладкости. Он идет ровно, как фон. В то время как второй, который говорил менее гладко, выглядит как фигура на фоне. И запоминают содержание речи того, кого оценили в качестве худшего оратора.

Наконец путем множества экспериментов удалось выяснить, что Людей, речь которых пестрит ''ммм'' и ''эээ'', запоминают лучше, чем безупречных ораторов. Поскольку различные "Ммм" и "эээ" активизируют внимание слушателей. Это перевернуло наши представления о междометиях-паразитах. И об ораторской речи вообще.

Выяснилось, что вещи, которые считают признаком плохих навыков общения, вещи которые составляют помехи для слушающего, того кто ждет – не дождется кульминации выступления, что в действительности междометия-паразиты, которые замедляют произнесение предложений, ведут к тому, что нас лучше понимают и запоминают, заставляют слушающего слушать с большим вниманием.

Эксперты Стерлингского и Эдинбургского университетов попросили добровольцев прослушать последовательность предложений, включая несколько фраз с междометиями-паразитами.

Затем ученые провели серию тестов, чтобы проверить, какой объем информации запомнили слушатели.

Появление в речи говорящих "эээ" оказывало значительное влияние на то, насколько хорошо испытуемые могли припомнить то, что произносилось.

Через час после прослушивания типовых предложений добровольцы могли воспроизвести правильно до 62% слов из предложений, где встречались бессодержательные междометия, тогда как из предложений, не содержавших никаких помех, испытуемые воспроизводили до 55% слов.

Более того, даже слова-паразиты, такие как "типа", могут действовать аналогично междометиям, тормозя речь, усиливать восприятие.

Кроме всего прочего, так называемые «помехи» создают иллюзию думанья вслух. Воспринимая мы чувствуем, что человек думает о чем он говорит. Думает прямо сейчас, во время разговора. Ищет формулировки. Что это не автоответчик. Что это записанная отговорка…

Слова и междометия помехи, обрывание предложение на середине и возвращение к началу, повторение ключевых слов – это облегчает слушающему следить за мыслью говорящего. А сам говорящий успевает эту мысль лучше сформулировать.

Но наверняка существует некий оптимум, после которого "эээ" уже мешают, т.к. речь становится излишне медленной и трудной для восприятия.
Tags: О ТОРМОЖЕНИИ, психология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments