Давид Эйдельман (davidaidelman) wrote,
Давид Эйдельман
davidaidelman

Category:

Как "демонизируют" соседей израильские и палестинские учебники

«Все учебники написаны единым научным методом и под единым лозунгом: "Наша мама лучше всех!"»

Статья: Исследование: как в школах ПА «демонизируют» Израиль (israelinfo)

В понедельник в Иерусалиме состоялась торжественная презентация итогов многолетнего исследования школьных учебников, по которым учат детей в Палестинской автономии и в Израиле. В отличие от про­шлых исследований в данной сфере, эта работа проводилась между­народной группой ученых, в которую входили эксперты из Израиля, ПА и Йельского университета США, под наблюдением международных ор­ганизаций, на деньги, выделенные Государственным департаментом США.

Авторы объявили, что проведенная ими работа является первым на­учным, политически не ангажированным исследованием темы взаим­ного «подстрекательства» и «демонизации врага» в палестинских и из­раильских учебниках. Группа международных экспертов, специализи­рующихся в области анализа учебной литературы, подтвердила, что «исследование проведено в соот­ветствии с высочайшими научными стандартами».

Как отмечает выходящая в США еврейская газета Forward, правительство Израиля заблаговременно отказалось сотрудничать с исследованием, объявив, что его выводы «предрешены заранее». Объяс­няя свой отказ сотрудничать с исследователями, израильский минпрос назвал «совершенно беспоч­венной» саму «попытку провести параллель между израильской и палестинской системами образова­ния» — ведомству Гидеона Саара показалась обидной сама идея сравнивать школьные учебники, из­даваемые в Израиле и в ПА.

Базу исследования составили 94 палестинских учебника, применяемых в Секторе Газа и на террито­рии ПА, а также 74 учебника, используемых в израильских светских и религиозных школах.



Исследование показало, что и палестинские, и израильские учебники искажают историю ближневосточ­ного конфликта, показывая лишь одну его сторону. При этом авторы развеяли широко распространен­ный в Израиле и в США «миф» о том, что палестинские учебники занимаются «демонизацией» и «дегу­манизацией» евреев вообще и израильтян в частности: никаких признаков целенаправленного под­стрекательства к насилию и разжигания ненависти в учебных книгах, применяемых в школах ПА, авто­ры исследования не обнаружили. Не найдено признаков «демонизации» и «дегуманизации» других на­родов и в израильских учебниках.

В израильских учебниках для светских школ обнаружено лишь 20 случаев «крайне негативных характе­ристик палестинцев», в учебниках для ультра-ортодоксальных школ — всего 7 таких случаев. Пример «крайне негативной характеристики»: уничтоженная палестинская деревня, на месте которой построе­но израильское поселение, именуется в одном из учебников для религиозных школ «гнездом убийц».

В палестинских учебниках найдено лишь шесть случаев «крайне негативных» характеристик израиль­тян. Пример такой характеристики — именование следственного кабинета ШАБАКа «бойней».

Профессор Йельского университета Брюс Векслер, принимавший участие в исследовании вместе с профессором Тель-Авивского университета Даниэлем Бар-Талем и профессором университета Бейт-Лехема Сами Адваном, говорит, что приводившиеся ранее примеры подстрекательства в палестин­ских учебниках, по-видимому, брались в книгах, выпускаемых политическими организациями, или в учебной литературе, издававшейся до образования автономии правительствами Египта и Иордании и уже давно вышедшей из употребления.

ПА самостоятельно издает школьные учебники с 2000 года, в основном на западные гранты. Десять лет назад ЕС чуть было не отказался финансировать учебное книгоиздание в ПА из-за жалоб израиль­ской стороны, обвинившей палестинцев в разжигании ненависти к евреям. Профессор Векслер полага­ет, что такого рода обвинения были не вполне добросовестными.

В то же время обе стороны далеки от объективности в изложении событий ближневосточной истории. Израильские учебники настаивают, что единственной причиной ближневосточного конфликта являет­ся отказ арабского мира признавать право Израиля на существование. Палестинские учебники изобра­жают сионистское движение главным корнем всех бедствий палестинского народа и единственной при­чиной конфликта.

Авторы исследования отметили также «впечатляющий» уровень самокритики в некоторых израильских учебниках, признающих и описывающих нехорошие действия своей страны (например, в случае с рез­ней в Сабре и Шатилле). Однако это скорее исключение, нежели правило, — в основном израильские учебники, как и палестинские, предпочитают давать одностороннюю картину, укрепляющую нацио­нальное самосознание своего народа.

58% политических карт в палестинских учебниках изображают всю территорию от моря до Иордана как «Палестину», не упоминая о существовании Израиля. С другой стороны, 76% карт в израильских учеб­никах рисуют ту же территорию одним большим Израилем, умалчивая о существовании Палестинской автономии и «зеленой черты». Такое воспитание, несомненно, является большим препятствием к до­стижению мира — каждой стороне с детства внушают, что ее родиной является территория от моря до Иордана, и для достижения мира требуется «поступиться собственной землей».

Наиболее самокритичны учебники, применяемые в светских школах Израиля, в то время как учебники ультра-ортодоксальных школ по степени объективности мало отличаются от палестинских, — говорит­ся в исследовании.
http://news.israelinfo.ru/kaleidoscope/44426
«Друг друга отражают зеркала,
Взаимно искажая отраженья
».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 101 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →