Давид Эйдельман (davidaidelman) wrote,
Давид Эйдельман
davidaidelman

Фэнтези как историческое моделирование

Историк Том Холланд пишет в "The Guardian" (см. перевод) перед выходом очередного сезона сериала «Игра престолов», что в этом эпическом фэнтези есть опьяняющий коктейль, в котором больше жесткого реализма, чем в исторических романах.

Автор исторического романа неизбежно скован сюжетом. Читая книгу о Цезаре вы точно знаете, чем она завершится. Это все равно, что решать математическую задачу, предварительно посмотрев в ответ.

Между тем, настоящая история, в которой мы живем... она совсем не такая.

Хорошо выстроенное фэнтези переносит в нереальный мир реальные законы политической борьбы и непредсказуемости.
Автор «Игры престолов» создает идеальный коктейль, соединяя персонажей из разных веков, типизируя повороты сюжета, характеры и декорации.

На островах в море обитают явные викинги с флотом драккаров. Сам Вестерос, как Англия Темных веков, некогда был гептархией и делился на семь королевств. В огромной стене льда на северной границе державы нетрудно узнать Адрианов вал (ИМХО: и китайскую стену). Армия всадников мчится по бесконечным равнинам, точно монголы Чингисхана, память о погибшей империи объединяет образы Рима и Атлантиды. Элементы Столетней войны и итальянского возрождения, заимствования из Кретьена де Труа и исландских саг составляют в творчестве Мартина безупречное единство. Насколько достоверной – на свой собственный лад – людям кажется мартиновская альтернативная история, показывает феноменальный масштаб ее популярности. Привлекательность Вестероса не в том, что он фантастичен, а скорее в его сочном, живом и грубом реализме. Сверхъестественное не играет в нем главной роли – оно просто присутствует в жизни героев, как вера в ангелов и страх перед демонами присутствовали в умах людей Средневековья. А предаются удовольствиям и переносят страдания персонажи Мартина с достоверностью, которая могла бы заставить устыдиться изрядную часть самопровозглашенной «настоящей литературы».



В результате вымышленный мир Вестероса иногда, парадоксальным образом, выглядит реалистичнее образов прошлого из многих исторических романов.
Например, ни один роман, действие которого происходит в 14 веке, не может соперничать с «Игрой престолов» в изображении того, что означали на практике для несчастных крестьян амбиции враждующих королей – ужаса грабительских набегов, изнасилований, пыток, медленной голодной смерти. До сих пор никому не удавалось так блестяще совместить достоверность исторического повествования с подлинным адреналином неизвестности, незнания, кому суждено победить, а кому - погибнуть. Представьте себе повествование о Войне Алой и Белой розы или о дворе Генриха VIII, в котором вы не знаете, что произойдет дальше. Неудивительно, что «Игра престолов» пользуется таким успехом и что историки наслаждаются ею не меньше, чем все прочие.
Tags: Искусство и действительность, Историософия, сериалы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments