
Если брать израильское общество в целом, то можно сказать, что истерия по этому поводу искусственно нагнетается сверху, дабы отвлечь людей от реальных проблем и стравить их друг с другом. Подхватывается же она представителями строго определенных,

Впечатление же, которое пытаются создать как представители неправительственных расистских кругов, так и само правительство (например, в лице депутата Кнессета от партии Ликуд Мири Регев, назвавшей беженцев «раковой опухолью»), будто бы речь идет о важнейшей национальной проблеме, по большей части не соответствует действительности. Подавляющее большинство жителей районов, где сосредоточены беженцы из Африки, не вовлечены в акции, организуемые правыми кругами против «засилья нелегалов». Любой, кто усомнится в этом, может посмотреть, сколько голосов было отдано за партию «Оцма Ле-Исраэль» в районах Ха-Тиква и Неве Шаанан. Из многих тысяч израильтян, проживающих в этих районах, за эту партию, основным предвыборным козырем которой являлось подстрекательство против беженцев, проголосовало лишь несколько десятков человек.
И это притом, что израильские СМИ старательно нагнетают обстановку. Они сообщают о каждом правонарушении, совершенном беженцами, ни разу не забывая упомянуть о происхождении правонарушителя. В особенности это касается темы изнасилований, которая наиболее часто и широко муссируется в израильской прессе, в особенности русскоязычной. И отнюдь не из соображений защиты женщин. Изнасилования и избиения женщин происходят в Израиле регулярно, но если насильник-еврей, то если это и получает огласку то, как правило, в качестве короткой заметки мелким шрифтом в разделе «криминал».
Что же касается преступности в целом, то создается впечатление, что из-за беженцев южный Тель-Авив, превратился в сплошную криминогенную зону. Но достаточно ознакомиться с исследованием Информационного центра Кнессета, чтобы это впечатление раз и навсегда развеялось . Статистические данные однозначно свидетельствуют, что уровень преступности среди беженцев намного ниже, чем среди остального населения Израиля. Резонно было бы ожидать обратного, так как в трущобах среди бедноты, преступность, как правило, зашкаливает. Но в данном случае речь идет о людях, находящихся на нелегальном положении, и панически боящихся не только совершить какое-либо противоправное действие, но вообще тем или иным образом заявить о своем присутствии.

Что же вызывает столь немотивированную агрессию среди русскоязычной общины по отношению к людям, которые не представляют для нее ни малейшей угрозы? Ведь подавляющее большинство русскоязычных борцов с «засильем нелегалов» ни разу не перемолвились с кем-либо из объектов своей неприязни даже парой слов. Причем, надо заметить, что, хотя агрессивное неприятие беженцев и идет, как правило, рука об руку со столь же агрессивным неприятием арабов, обоснование подобного неприятия существенно различается в этих двух случаях. Если арабы воспринимаются как ультимативный враг, намеренно и целенаправленно добивающийся нашего уничтожения, то беженцы воспринимаются как «грязь», «саранча», «раковая опухоль», «стихийное бедствие». И если в первом случае неприязнь еще можно хоть как-то рационализировать, то во втором случае она носит полностью иррациональный характер.
В этой связи вспоминается настоящая буря, которая поднялась в русскоязычной среде после того, как известный израильский журналист Ярон Лондон сравнил иммигрантов из бывшего СНГ с африканскими беженцами. В чем же заключалась причина столь бурного возмущения? Ответ в 100% случаев был таков: мы, в отличие от них, прибыли сюда легально, а они — «незаконно проникли». Произвольность такого понятия как «легальность», если рассматривать его с чисто формальной, законодательной точки зрения, очевидна. Сегодня «нелегальными» объявляют одних, а завтра – других, как это часто происходило в истории. Нет, речь здесь идет о чем-то совершенно ином. Иммигранты из СНГ «легальны» по той «объективной» причине, что они как евреи вернулись на свою «историческую родину». Ведь Израиль задумывался как убежище именно для евреев. И хотя африканцы сегодня нуждаются в убежище в несоизмеримо большей степени, нежели евреи, им в этом убежище следует отказать.
Однажды я натолкнулся в Тель-Авиве на демонстрацию, на которой один из участников держал плакат, гласящий (по-русски): «Не позволим украсть у нас государство!». Речь шла о поддержке инициативы тогдашнего министра внутренних дел Эли Ишая по изгнанию из страны детей гастарбайтеров. Детей, выросших в Израиле, не знающих никаких иных реалий, кроме израильских, говорящих исключительно на иврите, одним словом 100%-х израильтян. Я разговорился с ним. Как выяснилось, он практически не знал иврита, смотрел российское телевидение, читал русскоязычную прессу и имел весьма смутное представление о местной культуре. Мой вопрос, почему он считает именно себя, а не этих детей, хозяином этого государства, вызвал крайнее возмущение. Вслед за гордым заявлением «я – еврей!» мне, как «леваку» и «пятой колоне», было предложено убираться вон из страны вместе с гастарбайтерами и их детьми. Но, думаю, что, оставаясь наедине с собой, этот же человек все же задается вопросом, на каком основании я здесь, почему мне отдается предпочтение перед людьми, которые и в самом деле спасаются от смерти и нуждаются в убежище? И, не находя ответа, он выходит на демонстрацию, дающую ему возможность заявить о своем безраздельном праве на эту страну и затолкнуть поглубже свои страхи. И, думаю, что не ошибусь, если скажу, что в этом кроется одна из причин нашей ненависти к «чужакам», прибывшим из Африки. Где-то в глубине души мы видим в них свое собственное отражение.
Михаил Урицкий

Ему ответил Лев Авенайс статьей "В кривом зеркале"

Дело в том, что автор в угоду своей концепции, мягко говоря, передергивает факты. Достаточно лишь бегло пройтись по тезисам автора. Во-первых, лагерь для нелегальных иммигрантов – это не тюрьма. В любой стране задержанные нелегальные иммигранты либо немедленно выдворяются – если есть куда выдворять, либо помещаются в места временного содержания (читай – лагеря). И так поступают во всех, даже самых цивилизованных странах. Во-вторых, эти люди провинились вовсе не в том, что «им удалось спастись от смерти», а в том, что они незаконно, — с точки зрения и израильских, и международных законов — проникли на территорию Израиля. Как ни крути, это правонарушение. И наконец, для того, чтобы власти Израиля могли решить вопрос о предоставлении или не предоставлении статуса беженца, надо, как минимум, обратиться к ним с такой просьбой. Чего нелегальные иммигранты, насколько я знаю, не делают.
Не думаю, что кто-то искусственно нагнетает истерию по поводу иммигрантов. Эта проблема сейчас актуальна во всем мире. Ею озабочены и в России, и во Франции, и в Британии, и в Бельгии. Разумеется, она не является «важнейшей национальной», но никто, кроме откровенных малочисленных маргиналов, ее таковой и не изображает. К сожалению, проблем у нас хватает с избытком, и проблема нелегалов – это лишь «одна из». Но и говорить, что такой проблемы нет, или что она создана искусственно — это значит по-страусиному прятать голову в песок.
Автор статьи утверждает, что израильское население относится к беженцам не столько враждебно, сколько индифферентно. Полагаю, что он принимает желаемое за действительное. Никаких опросов на этот счет, к счастью не проводилось. Результаты такого опроса, я уверен, были бы удручающими для г-на Урицкого. И не только у нас, но и повсюду. Увы, ксенофобия – это вполне естественное чувство, присущее, как и зависть, и некоторые другие не вполне приятные качества, подавляющему большинству людей. Даже у «эталона интеллигента» Чехова можно найти в дневниках и письмах не очень политкорректные мысли. Но интеллигентный человек просто загоняет такие чувства в дальний угол своей души и не дает им выплеснуться на всеобщее обозрение. Вывод Урицкого о том, что жителей проблемных районов не беспокоит присутствие нелегальных иммигрантов, так как они не голосовали за «подстрекательскую» партию «Оцма ле-Исраэль», не выдерживает элементарного испытания формальной логикой. Ведь в русскоговорящей общине, в которой, по мнению автора, расизм по отношению к «нелегалам» является «частью консенсуса», за эту партию тоже голосовали очень и очень немногие. Просто в ходе выборной кампании проблема «нелегалов» была далеко не самой главной – и для русскоязычных избирателей тоже. Кстати, если уж быть до конца честным, то и для партии «Оцма ле-Исраэль» лозунг борьбы с нелегалами тоже был не на первом месте.
Я вообще не думаю, что русскоязычная община более нетерпима к нелегальным иммигрантам, чем остальная часть израильского общества. Упрекая русскоязычные СМИ в расистских высказываниях, сам Урицкий противоречит себе, всего несколькими строками выше, сообщая о «стараниях» ивритских СМИ, наряду с правительством и праворадикальными кругами, разжечь расистские настроения в обществе. А если почитать ивритские комментарии в интернете к статьям на эту тему, то они ничем не отличаются от высказываний в русскоязычном сегменте интернета.
Я часто прохожу по району Неве Шаанан по пути на автовокзал. Не считаю себя ксенофобом, не испытываю ненависти к «чужим» лицам, заполнившим эти кварталы, и страха не испытываю тоже. Но определенный дискомфорт ощущаю. Мне неуютно. Я не чувствую себя в своей стране, и мне трудно гордиться такой страной, которая окружает меня там.
А утверждение Урицкого, что произвольность такого понятия как «легальность» очевидна «с формальной, законодательной точки зрения», попросту абсурдно. Это ему скажет любой юрист любой страны, — что левый, что правый, что «никакой». И удивительно, что разницу между легальным и нелегальным надо объяснять.
Есть разные мнения, каким должен быть Израиль – государством еврейского народа или государством всех его граждан. Но и в первом, и во втором варианте – это государство его граждан, а не всех землян, кто каким-то образом в него проник. Если Урицкий полагает, что африканец, бежавший от голода или угрозы смерти в его стране и нелегально пересекший границу Израиля, имеет такие же права на Израиль, как человек, прибывший в страну по Закону о Возвращении, у него нет шансов, что его поймет даже самый либеральный гражданин западного мира. Потому что цивилизация – это, прежде всего, признание главенства закона над беззаконием. А следуя «принципу Урицкого» мы договоримся до того, что в случае, если пятьсот миллионов китайцев перейдут границу России, они будут иметь на ее землю законные права. Ибо «легальность» — понятие произвольное.
Я, так же, как и большинство граждан страны, и ее Верховный суд, считаю, что действия властей в отношении нелегальных иммигрантов должны базироваться на международном праве. Согласно международному праву, нельзя высылать беженцев в страну, где им угрожает смерть. Наше правительство, как бы я к нему ни относился, никогда такого не делало. Нелегальных иммигрантов возвращали по согласию с тамошними властями лишь в страны, которые по международным нормам не считаются зонами военных конфликтов. Мы не высылаем нелегальных иммигрантов в страны, где им грозит смерть. Как сообщают СМИ, сейчас наши дипломаты договариваются с третьими странами о переправке туда нелегалов, которые обретут в этих странах легальный статус.
Я, как и большинство израильтян, — за гуманное отношение к людям – независимо от того, легально или нелегально они оказались в нашей стране. Я — за то, чтобы содержание задержанных нелегалов соответствовало общепринятым международным нормам. Я – за то, чтобы пресечь каналы проникновения нелегалов в Израиль. Но я категорически против того, чтобы открыть наши границы для неконтролируемого потока нелегалов из всех горячих точек планеты. Я – против того, чтобы выдавать этим людям израильские паспорта.
Я, хоть и атеист, но однажды прочитал свод правил «Кицур шулхан арух». И запомнил порядок предпочтений при оказании помощи. Прежде всего — помогай родственникам, потом – знакомым, отдавай предпочтение землякам перед иногородними, евреям – перед неевреями. Можно конечно заботиться обо всем человечестве, но давайте будем прежде думать о своем народе, о своей стране.
Лев Авенайс
Комментарии Урицкого под статьей Авенайса:
По пунктам. 1. Сделайте одолжение, просто погуглите в нете, что такое тюрьма Сахароним. Это именно тюрьма, а не лагерь беженцев. Поскольку статус беженцев в Израиле не предоставляется даже спасающимся от смерти. В Израиле беженцы именуются незаконно проникнувшими, а потому являются преступниками по определению. В тюрьме Сахароним многие сидят уже на протяжении нескольких лет.
2. Речь не о том, что партию Оцма ле исраэль не поддержало население в целом, а о том, что за нее вообще не голосовали жители районов, где сосредоточены беженцы. Надеюсь, вы в курсе, что можно смотреть результаты выборов по районам.
3. Ивритоязычная пресса хоть и нагнетает обстановку, но держится в рамках приличий. Русскоязычная же пресса часто занимается откровенным подстрекательством в угоду своей аудитории.
4. Вам напомнить исторические примеры, когда определенные группы людей объявляли нелегальными, а юристы подводили под это железобетонную юридическую базу?
И последнее. Ваше правительство да посылает людей на смерть по договоренности с принимающей стороной. Просто поинтересуйтесь что происходит в Эритрее и что грозит вернувшимся туда беженцам. Впрочем зачем это вам. Ведь это же не ваш ближний круг