Давид Эйдельман (davidaidelman) wrote,
Давид Эйдельман
davidaidelman

Categories:

Нехемия Штрасслер "Ошибка Овадии Йосефа"

Нехемия Штрасслер («Гаарец»)

Прошел всего лишь день, и глава правительства поспешил совершить траурный визит, чтобы почтить память умершего. Но как только он начал говорить о величии «этого человека», раввин Давид Йосеф преподал премьер-министру урок торанического этикета. В особо грубой форме (Йосефу было у кого учиться) сын покойного обрушился на Нетаниягу с целым рядом обвинений, напомнив тому, что полгода назад, когда семья Йосеф сидела «шиву» в связи со смертью его брата, Яакова, отец обратился к главе правительства с просьбой помочь тораническому миру. «Мы знаем, что для него это было крайне важно, своего рода завещение; и он был очень задет тем, что не получил ответа».

Давид Йосеф напомнил Нетаниягу слова своего отца: «Я потерял сына, но проблемы торанического мира вызывают у меня гораздо большую боль». Речь шла о сокращении субсидий на йешивы, а также о призыве харедим в армию.

«Это было частью его души, — подчеркнул сын покойного. – Следует отвести угрозу призыва от харедим… Ты обязан приложить больше усилий… Мы все еще ожидаем ответа».

Что остается делать главе правительства, получившему взубчку от сына ушедшего раввина в ходе траурного визита в дом покойного? Разумеется, бежать в свою канцелярию и в срочном порядке отменять сокращение бюджета йешив, а также незамедлительно сообщить начальнику генерального штаба ЦАХАЛа, что учащиеся йешив не будут призываться в армию. Ведь сам Давид Йосеф ожидает ответа!


Тысячи соболезнующих, посетивших дом семьи Йосеф, и сотни тысяч человек, пришедших на похороны, хотели, в общем-то, поблагодарить рава Овадию за то, что тот избавил их от презрительного отношения со стороны ашкеназских раввинов.
Его особые успехи в познании Торы были ответом на эти унижения: «Я понимаю Галаху лучше вас, моя память лучше, чем ваша, я автор более точных и изощренных, чем ваши, галахических постановлений». Полмиллиона человек пришли, чтобы поблагодарить его за то, что он вернул им чувство собственного достоинства, изменил отношение к ним в обществе. Вместо евреев, демонстрирующих фольклорное искусство и национальную кухню, они стали евреями, изучающими Тору и разбирающимися в священных текстах.


Однако трагический парадокс заключается в том, что рав Овадия целиком и полностью перенял извращенное мировосприятие ультраортодоксального раввина Шаха и радикальный подход литовских йешив. Нет, он не вернул былую славу сефардского еврейства («атара ле-йошна»). Подлинная «атара», подлинное величие исторического сефардского еврейства зключалось в том, что в течение столетий оно прекрасно сочетало Тору и труд. Настоящее сефардское еврейство никогда не разделяло радикальный сепаратистский подход ашкеназских ультраортодоксов-литваков. Сефрадское еврейство – суть сочетание общих знаний и премудростей Торы. Юноша может быть успешным инженером и эрудированным знатоком священного писания («тальмид хахам»). Грамотным аудитором и человеком, разбирающимся в Гемаре. Модель Рамбама, который был великим законоучителем, блестящим философом и выдающимся врачом.

Овадия ЙосефПодлинную модель поведения сефардского еврейства демонстрировали известные сефардские раввины – такие, как Бен-Цион Узиэль, Йосеф Машаш, Шалом Машаш, Моше Толедано. Все они были патриотами, их дети служили в армии, а затем учились и работали, чтобы прокормить свои семьи. Таковым было подлинное сефардское еврейство – еврейство труда и Торы, а не паразитизма и уклонения от службы.

Но раввин Овадия Йосеф перенял мировоззренческую концепцию раввина Шаха - «Общество изучающих Тору» («Хеврат ха-ломдим»), которая была абсолютно чуждой сефардским евреям. Этим он причинил колоссальный ущерб как сефардам, ставшим его последователями, так и всему государству. Он превратил изучение Торы в топор, которым расколол израильское общество, а значительную часть сефардского общества он превратил в студентов йешив, которые живут за счет пособий и пожертвований. Это не еврейский подход. Рамбам подвергал жесточайшей критике изучавших Тору, которые жили за счет общества.

Эту трагическую ошибку раввина Овадии Йосефа его сыновья не только не хотят признавать, но, напротив, намерены укоренять и дальше. Они хотят расширить «общество изучающих Тору», освободить членов этого «общества» от воинской повинности. Пусть другие подвергают свою жизнь опасности. Поэтому в качестве ответа глава правительства должен послать Давиду Йосефу тексты Рамбама и сказать сыну покойного, что именно сейчас, наконец, возникла возможность вернуться к подлинным ценностям сефардского еврейства, среди которых — любовь к стране, скромность, изучение Торы и труд. Именно в этом заключается величие сефардского еврейства, та самая «корона» («атара»), которая должна вернуть былое величие сефардов.

Перевод  Гая Франковича на сайте РеЛевант

Tags: религия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments