Давид Эйдельман (davidaidelman) wrote,
Давид Эйдельман
davidaidelman

Category:

Быков против Бродского

Прочитал очередную серию нападок Дмитрия Быкова на Иосифа Бродского.

http://www.sobaka.ru/city/books/56616

Каковы претензии Быкова к Бродскому? Давайте попытаемся выявить и сформулировать, поскольку сам Быков это делает крайне нечетко. Он выражает своё недовольство читателю, которому нравится великий поэт, обвиняет поэта в потакании низменным чувствам читателя, а сформулировать в чем же эта пошлость и жлобство не удосужился.

Дело в том, что Бродский это не единственный фетиш быковской неприязни. И анализируя почему Дмитрий Львович нападает на самых любимых авторов (Булгаков, Бродский, Достоевский, Довлатов) можно понять, логику этой неприязни. Логика мне кажется тут понятна - это то, что Юрий Тынянов называл (характеризуя поступки героев Достоевского) "ОБРАТНОЕ ОБЩЕМУ МЕСТУ".


Если Дмитрий Быков находит какого-то полузабытого Кузькина, то орет о его гениальности, самобытности, величии и неповторимости. Если писатель пользуется любовью и без него, если произведения становятся культовыми, то упрекает читателя в плохом вкусе, а писателя в потакании писательскому жлобству, подлости и эгоизму. Первое в Быкове очень неплохо, хотя он постоянно преувеличивает ценность полузабытого Кузькина (но может так и надо?!). Второе — очень противно.

Вообще претензии Быкова к Бродскому, начиная с первого абзаца этого текста, типа Бродский любит напор, энергетику, длину, давит массой — сильно напоминает осуждение Дон-Жуана импотентом, подглядывающим из подворотни.

Далее следует упрек: Бродский нравится ура-патриотам. А если он нравится авторам газеты «Известия» — то это всё... Если в малой серии ЖЗЛ вышла книга Владимира Бондаренко «Бродский. Русский поэт», где доказывается, что автор таких стихотворений, как «Памяти Жукова», например, или «На независимость Украины» — это патриот России, то как же такое можно простить. И Быков готов без боя отдать Бродского имперцам ура-патриотам, поскольку разделять их симпатии не может.

Иосиф Бродский


Здесь вополощенная некорректность, впрочем очень распространенная. Грешил ей и сам Бродский. Многажды процитированные слова Иосифа Бродского о том, что если Евтушенко против колхозов, то я за - представляют собой классический образец вздорности ложного рассуждения и негативного влияния плохого характера на оценку политических явлений. Прежде всего, поскольку истина не определяется мнением оппонента вывернутым наизнанку. Изначально важно не то, чего хочет Икс, а то чего хочу я, что я считаю правильным. А поддерживает это Икс или нет? Его дело. Мое мнение может неожиданно совпасть с мнением людей, которые мне неприятны или даже ненавистны. Это не повод менять взгляд который мне кажется правильным, на тот, что мне представляется ошибочным.

Далее Быков обвиняет Бродского в «довольно бедном и, я бы даже рискнул сказать, довольно общим смыслом» и «довольно обывательских ощущениях». И сразу же умозаключает: «Именно поэтому Бродский — это такой поэт большинства».

Быков говорит, что нельзя не ужаснуться бедности и узости мыслей Бродского? Но никаких доказательств этой узости не приводит.

То что Бродский беден смыслом — это личное открытие Быкова. Поскольку именно смысловую концентрацию его строк ощущает всякий, кто берется анализировать его тексты. Именно «
наполненность, уплотнённость материи смысла» - привлекала в поэзии Бродского великого филолога Ю.М.Лотмана.

Достаточно рассмотреть диалектику взаимоотношения времени и пространства в стихах Бродского, чтобы поставить неуд и за литероатуроведенье, и за непонимание философии.

Иосиф Бродский


«Бродский вообще очень любим людьми, чьё самолюбие входит в непримиримый конфликт с их реальным положением. Поэт отвергнутых любовников, поэт несостоявшихся, угнетённых или неудачливых граждан» - далее клеймит Быков.

Но чем плохо быть поэтом «угнетенных»? Уж лучше чем поэтической обслугой угнетателей.

Что плохого в том, что поэт приходит на помощь отвергнутой неразделенной любви? Для торжествующей похоти достаточно и куртуазных маньеристов.

Даже если Бродский — это поэт тех, кто самолюбиво ищут в поэзии компенсацию жизненных неудач... Вот человек затравлен, унижен, загнан в угол, но он читает Бродского, который не по плечу его гонителям. И видит перспективу. И находит силы для великолепного презрения. И Бродский ему в этом помогает. И спасибо за это Бродскому. Спасибо за опыт борьбы с удушьем.

Да Быков прав. Бродский поэт тех, кто недоволен своим положением. В том числе культурным духовным. Им нужен Бродский, как цель к которой надо тянутся.

«Я разделяю примерно всех людей — всех поэтов, всех писателей вообще — на тех, кто повышает ваше самоуважение, и тех, кто его понижает. Так вот, Бродский — это поэт для повышения читательской самоидентификации, уважения читателя к себе» - говорит Быков.

Утверждение спорное. Я, например, столкнувшись с текстами Бродского настолько ощутил собственную малость и незначительность, что лет на 10 бросил писать стихи. Ибо писать зная об этом явлении — все равно, что пытаться в присутствии Паганини играть на скрипке.

Но даже если бы Быков был абсолютно прав?

Понимание Бродского — действительно дает иллюзию пребывания в эксклюзивном клубе избранных Но это ещё святой Августин говорил:
«Единственным признаком благородства скоро станет знание литературы!» Дмитрий Сергеевич Лихачев, приведя эту цитату, уточнил: «Сейчас — знание поэзии, во всяком случае». Понятно, что речь идет о высокой поэзии, а не о пошлятине стихотворных фельетонов.

Иосиф Бродский


Быков упрекает Бродского в ещё куче вещей, которые вообще-то должны быть не только записаны в плюс поэту, но и являются, как мне кажется, непременным атрибутом хорошей поэзии. Что Бродского необычайно приятно читать вслух: «И девушке его вслух читать приятно, и приятно его читать с трибуны, и самому себе его приятно произносить. Знаете, иногда один в комнате сидишь и твердишь себе какие-то хорошие стихи, просто чтобы одиночество не так давило на уши. Да, Бродского приятно читать вслух». Вот это упрек — так упрек. Даже комментировать трудно.

Упрек: «Бродский риторически убедителен». А Быков не убедителен, даже когда в сто первый раз пытается объяснить свою ненависть к Бродскому. Понятно, что при таком раскладе, риторическая убедительность выглядит для Быкова недостаток. Но это попытка объявить собственный изъян нормой.

Иосиф Бродский


Стихи «На независимость Украины» - Быков считает абсолютно имперскими. Это пример какой-то ожиревшей глухоты, толстокожей нечувствительности. Распад СССР Бродский скорее приветствовал. Речь в стихах об Украине не о имперстве, чего не понимают ни обожатели ни ненавистники этого стихотворения.

Обратите внимание, что, прочитав свою оду «На независимость Украины» в Квинси-колледже и показав ее нескольким знакомым, Бродский все же не решился напечатать это стихотворение. Причем свое чтение Бродский предварил комментарием: «Сейчас найду стихотворение, которое мне нравится… я рискну, впрочем, сделать это». Если бы он действительно выступил… Империалист не преминул бы тиснуть этот текст, который бы разошелся с таким шумом, как он разошелся позже, уже после смерти поэта.

«Для человека частного и частность эту всю жизнь какой-либо общественной роли предпочитавшего, для человека, зашедшего в предпочтении этом довольно далеко» – этими словами начинается знаменитая нобелевская речь Иосифа Бродского… Украинские националисты и их непримиримые заклятые российские близнецы вынесли из советской школы убеждение, что история и литература – дело государственное, подцензурное. Они уверены, что поэзия – это разновидность политического служения, которая касается национальной безопасности – ибо является частью идеологической машины.


«Ода на независимость» – потрясающий силы человеческий документ. Непосредственная, никем не санкционированная реакция частного лица на глобальное событие, которое по своему смыслу для любого пишущего на русском должно было казаться куда выше любых политических передряг и соображений. Великая трагедия великого человека, страдающего от распада великого геокультурного единства. Это реакция, в которой боль и раздражение. Не идеология, не политический расчет, не государственные стратегии, а крик отчаянной боли. Поэтому он, наверное, и решил, что публиковать этот крик незачем. Разве что поделиться с близкими друзьями. Трагедия, пытающаяся удержаться от упреков: «Не нам, кацапам, их обвинять в измене». Трагедия с четким осознанием ее неизбежности и неслучайности. Поэтому это ни в коем случае не выступление против независимости Украины. Когда выступают против, пытаются изменить, а ода Бродского – это отчаянная констатация распада великой общности. Именно констатация, без намека на реваншизм: «Нечего портить кровь, рвать на груди одежду. Кончилась, знать, любовь, коль и была промежду». Констатация того, что битва, победу в которой все еще из школьных учебников считали безусловной, – проиграна. Проиграна! И это поражение историческое и навсегда.

Иосиф Бродский

Быков говорит: «Бродский написал «На смерть Жукова» — стихи абсолютно советские...». Вот мол стихи для газеты "Правда".

Какие же они советские?

Стихотворение "На смерть Жукова" мало подходило бы для газеты "Правда". В.Шохина в статье "Певец империи и провинции" обратила внимание, что сапоги Жукова у Бродского именуются (неожиданным в величавом констекте стихотворения, поступь которого будто печатный шаг колонн, проходящих в параде по брусчатке) словцом "прахоря". "Прахоря" - это "сапоги" на лагерном жаргоне. Бродский как бы высвечивает тему светом ГУЛАГа...

В стихотворение "На смерть Жукова" наряду с прощанием с великим полководцем есть экзистенциальное, с точки зрения вечности, упоминание методов заваливания врага трупами собственных солдат, которыми привык побеждать, не считаясь с человеческими потерями, маршал Жуков. Их гибель резко контрастирует в этом поэтическом некрологе с глухой и штатской кончиной отправившего их на убой.

Сколько он пролил крови солдатской
в землю чужую! Что ж, горевал?
Вспомнил ли их, умирающий в штатской
белой кровати? Полный провал.
Что он ответит, встретившись в адской
области с ними? "Я воевал".


А идущее в следующей строфе проникновенное: «Спи! У истории русской страницы хватит для тех, кто в пехотном строю смело входили в чужие столицы, но возвращались в страхе в свою» - вполне описывает отношение Бродского к империи, которой служил Жуков.

Иосиф Бродский


Вообще, когда Быков начинает говорить о Бродском, то поражает какая-то абсолютная эстетическая глухота законченного пошляка, цепляющегося к строчкам. Он, например, считает, что тема «Осеннего крика ястреба» — это «стремление вырваться из человеческого, тёплого, примитивного, мелкого и улететь в какие-то надзвёздные страшные высоты». Это каким ожирением глаз надо страдать, чтобы это увидеть в истории птицы, которая не может вернуться:

Но как стенка – мяч,

как падение грешника – снова в веру,

его выталкивает назад.

Его, который еще горяч!

В черт-те что. Все выше. В ионосферу.

В астрономически объективный ад


Поражает не только мелочность беспомощной злобы. Он цитирует

Это — кошка, это — мышка.
Это — лагерь, это — вышка.
Это — время тихой сапой
убивает маму с папой.


И глубокомысленно заключает: «Мы все знаем, какое время убило маму с папой». У меня есть новость для Быкова: убивает любое время. Просто своим ходом. Тихой сапой. И не надо искать в вечном и экзистенциальном мелкое и политическое...

Tags: Бродский
Subscribe

  • Баллада о нетрахнутой блондинке

    Почему мы отказываемся от лучшего? Что мешает нашему росту и достижению целей? Что такое комплекс Ионы? Почему именно "Книгу Ионы" надо…

  • А ЧТО ТАКОЕ ПОСТМОДЕРНИЗМ?

    Заметил, что для любящих поговорить на вумные темы и поиграть с терминами (значение которых им плохо известно) российских типа интеллектуалов - хоть…

  • «Идиоты вы все». Притча о красоте и смысле

    Узнали археологи о существовании древней пещеры, где собраны артефакты поразительной красоты. Долго искали. Нашли. На дверях пещеры магическое…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Баллада о нетрахнутой блондинке

    Почему мы отказываемся от лучшего? Что мешает нашему росту и достижению целей? Что такое комплекс Ионы? Почему именно "Книгу Ионы" надо…

  • А ЧТО ТАКОЕ ПОСТМОДЕРНИЗМ?

    Заметил, что для любящих поговорить на вумные темы и поиграть с терминами (значение которых им плохо известно) российских типа интеллектуалов - хоть…

  • «Идиоты вы все». Притча о красоте и смысле

    Узнали археологи о существовании древней пещеры, где собраны артефакты поразительной красоты. Долго искали. Нашли. На дверях пещеры магическое…