Давид Эйдельман (davidaidelman) wrote,
Давид Эйдельман
davidaidelman

Categories:

АВРААМ ЛИНКОЛЬН НЕ ХОТЕЛ ОТМЕНЫ РАБСТВА

12 февраля 1809 года на ферме в штате Кентукки родился человек, который в современной Америке почитается как один из величайших деятелей в истории страны и мировой истории.

Авраам Линкольн — самый популярный президент в истории США. Таковым он выходит из большинства опросов общественного мнения. А если иногда уступает Вашингтону, Кеннеди или одному из Рузвельтов, то всё равно всегда остается в первой тройке или пятерки рейтинга. И ведь есть за что. Он освободил Америку от рабства. Он самый лучший, самый прогрессивный, самый либеральный и демократичный.

Авраам Линкольн — политический идеал не только для либералов, прогрессистов и правозащитников. Даже президент Трамп, который по общему мнению излишней прогрессивностью и демократизмом не страдает, всегда говорит, что Линкольн был лучшим президентом.

Когда Дональд Трамп только обсуждал с дочерью и сыном возможность
баллотироваться, он скал им: «Если мне доведется стать президентом, я оправдаю доверие как никто другой». И рассмеявшись прибавил: «Я могу быть более подходящим на пост президента, чем любой другой президент, который когда-либо управлял этой страной, за исключением Авраама Линкольна, потому что… никто не сможет превзойти Авраама Линкольна».

Все помнят Линкольна как великого и благородного освободителя.

Как праведника, который возглавлял Белый дом. Если же кто пытается вспоминать о грешках и недостатках «Честного Эйба» — то это воспринимается как признак дурного тона.

Однако эта репутация была у Линкольна не всегда. При жизни Линкольн не считался великим президентом. И ладно бы только в южных штатах, где сплошь и рядом презирали и его, и его дело. Он не был даже очень популярным среди своих сторонников.

Социальный историк Барри Шварц отмечает в своем важном исследовании «Авраам Линкольн и подделка национальной памяти»: «
Когда Авраам Линкольн проснулся в последний день своей жизни, почти каждый что-то в нем не любил».

Реальный Линкольн был человеком далеко не идеальным, не лишённым недостатков и критикуемым со всех сторон.


В глазах многих южан, да и северян, демократов, да и республиканцев, он был не праведник-освободитель, а главным виновником кровопролитной войны, политиком покусившимся на независимость и самоуправление штатов.

"Мирные демократы" называли его тираном, аболиционисты упрекали в том, что он использует освобождение рабов только как тактическое средство, чтобы ослабить боевую силу Юга. Даже среди его республиканских друзей по партии было много таких, которые критиковали Линкольна за слабость, непоследовательность, нерешительность, они тосковали по "сильному мужчине", как президент Эндрю Джексон.

Трагическая гибель президента стала началом его мифологизации. Похоронная процессия, проходившая через многие штаты союза до его родного города Спрингфилда и наблюдавшаяся миллионами людей, стоявшими вдоль дороги, стала манифестацией американской "гражданской религии".

В глазах большинства потомков 16-й президент США стал человеком, который пожертвовал своей жизнью во имя сохранения страны и ликвидации рабства.

Линкольна сочли «великим» лишь после его смерти, и даже тогда его слава усиливалась и меркла в зависимости от общего событийного фона в стране.

Каждый поворотный момент в американской истории заставлял иначе взглянуть и на самого Линкольна, и на то, к чему он стремился (и чего достиг).

Ошибки, просчёты, слабости остались в тени, и о них спорят только историки-специалисты. А для современных американцев он просто «Честный Эйб», совесть нации.

Сегодня в Америке помнят Линкольна как одного из первых героев борьбы за гражданские права: человека, который изо всех сил отстаивал идею, что «все люди сотворены равными», что белые и чернокожие должны быть равны перед законом, что чернокожих рабов следует освободить и дать им одни права и свободы с их бывшими хозяевами.

И обычно не помнят другую сторону Линкольна. До гражданской войны Линкольн не боролся за гражданские права. Его взгляды со временем изменились. Что ж, такое бывает: взгляды меняются. Но почему такая избирательная память об историческом деятеле.

Линкольн не был аболиционистом и отрицал равенство белой и черной рас.

Если он до занятия поста президента и критиковал рабство, то не потому, что считал негров равных белыми.

Линкольн открыто выступал против идеи расового равенства: во многом потому, что считал это невозможным из-за «физического различия» между чернокожими и белыми (это его собственные слова!). ,По этой же причине он выступал против межрасовых браков.

Линкольн не стремился к отмене рабства. Он не стремился к тому, чтобы чернокожие стали равными гражданами.

Линкольн публично заявлял, что чернокожих следует освободить, а затем депортировать в Африку. Назад. На их историческую родину.

Линкольн считал, что чернокожие не должны иметь право голосовать, выполнять функции присяжных заседателей и иметь одни права и обязанности с белыми.

Ему казалось немыслимой перспектива совместного проживания двух разных рас на американском континенте, так как он полагал, что эта аномальная ситуация будет постоянно чревата разрушительными конфликтами.

Единственное против чего он выступал — это против распространения рабства на новые штаты.

Главная причина, побуждавшая Линкольна отрицательно оценивать рабство, относится к области “морально-экономической”.

Линкольн был человеком добропорядочной протестантской нравственности, которая исходит из того, что каждый должен сам чистить свои туфли, не используя для этого людей второго сорта. Он это постоянно демонстрировал. И скорее всего и сам в это верил.

Есть байка про то как Линкольн в ожидании визита представителя церкви, который должен быть явиться с каким-то прошением, чистил туфли в своем кабинете. И к нему неожиданно вошел секретарь со срочным вопросом. Пораженный видом президента с ваксой и щеткой в руках, он растерянно спросил: «Господин президент, вы чистите свои туфли?» На что Линкольн раздраженно ответил: «Чьи же еще туфли я должен чистить?»


Линкольн считал глубоко аморальной ситуацию, когда работник, пусть и ничтожный, и так не равноправный от природы, не может воспользоваться плодами своего труда, не получая ни продукта, ни денежного вознаграждения.

Кроме того рабовладельческая экономика плохо совместима с рыночной. Она тормозит свободное предпринимательство. Снижает мотивацию работающих. Не способствует техническому прогрессу. Уменьшает потребительские расходы.

Почему Республиканская партия выдвинула именно Линкольна, который не был самым ярким и популярным политиком? Республиканская партия выдвинула его кандидатом в президенты именно потому, что его мнение относительно рабства было весьма умеренным. Выдвинула в расчёте на то, что его умеренная позиция сделает его компромиссной фигурой, устраивающей большинство.

В ходе четвертых дебатов со Стивеном Дугласом в 1858 году он сказал недвусмысленные и поразительные слова:

«Я не сторонник социального и политического равенства белой и черной рас, и никогда им не был… А вдобавок скажу, что существует физическое различие между белой и черными расами, которое, на мой взгляд, никогда не позволит этим расам сосуществовать в условиях социального и политического равенства».

По нашим меркам, это чистой воды расизм.

Но если Линкольн публично высказывал такие идеи, почему его всюду считают сторонником гражданских прав? Это не входило в его намерения. Но история — это то, что происходит когда у вас другие планы.

Когда Авраам Линкольн в 1860 году был избран президентом США, большой политический конфликт разгорался не по поводу отмены рабства вообще. Спор шел не о южных штатах.

В своей первой речи в качестве президента, 4 марта 1862 года, Линкольн сказал: «У меня нет цели, прямой или косвенной, вмешиваться в ситуацию с рабством в тех штатах, где оно существует. Я не думаю, что у меня есть законное право делать это, и у меня нет никакого желания делать это».


Вопрос был в другом:о возможности рабовладения на новых территориях США на западе, в штатах, которые там создавались (на 1861 год США состояли из 34 штатов вместо нынешних 50). Северные штаты были резко против. Южане грозили выходом из состава в США


Это имело значение для баланса власти в Конгрессе, где штаты-рабовладельцы и свободные штаты всегда имели равное влияние. Южные штаты боялись, что избрание республиканца Линкольна, который был противником распространения рабства, в перспективе подорвало бы их положение и тем самым институт рабства как таковой. В этом смысле рабство было основанием конфликта.


И семь южных штатов, за которыми позднее последовали еще четыре, решили выйти из Соединенных Штатов Америки, декларируя свой выход протестом - защитой прав отдельных штатов от нападок федерального правительства.


Но нет никакого сомнения, что причиной было их желание сохранить рабов на юге. Однако мало кто из политиков на севере, и уж точно не Линкольн, хотел отменить рабство там, где оно уже существовало. Линкольн считал, что насильственная отмена рабства в южных штатах невозможна, поскольку это нарушит права плантаторов на их частнгую собственность и может привести к расколу в государстве.


Новому президенту, стороннику умеренности и компромиссов, предстояло сделать непростой выбор.

12 апреля 1861 года южане атаковали форт Самтер в бухте Чарлстон, после многочасового обстрела заставив его сдаться.

Линкольн объявил Юг находящимся в состоянии мятежа, начал призыв добровольцев в армию, отдал приказ о блокаде Конфедерации с моря.

Но южане к войне в её начальной стадии были готовы значительно лучше, несмотря на промышленный потенциал Севера. Федеральная армия потерпела серию поражений, внутри неё было немало генералов, избегавших масштабных действий и склонявшихся к заключению договора с южанами.

Война затягивалась, человеческие жертвы и экономические потери росли, брожение начиналось и в Республиканской партии. С огромным трудом Линкольну удалось избежать раскола среди соратников.

К лету 1862 года вопрос об отмене рабства так и не был решён. Линкольн говорил журналистам, что его куда больше волнует вопрос о сохранении Союза. «Если бы я смог спасти союз, не освободив ни одного раба, я бы сделал это», — говорил президент.

Когда северные штаты вступили в войну — они сделали это не для того, чтобы отменить рабство, а чтобы принудить бунтующие штаты вернуться в союз.

Но чем дольше шла война, тем отчётливее понимал Линкольн — одними компромиссами и полумерами её не выиграть.

Позиция Линкольна менялась. И менялась вынуждено. В августе 1861 г. Линкольн не счел возможным поддержать генерала Фримонта, который объявил принадлежавших мятежным рабовладельцам Юга рабов свободными людьми и, более того, сместил его с поста командующего силами северян в Миссури. Однако два месяца спустя президент дал генералу Шерману указание принимать в качестве наемных рабочих беглых рабов и разрешил даже, при известных условиях, вооружать их.

22 сентября 1862 г. Линкольн почти «переходит Рубикон». Линкольн решил опубликовать прокламацию, в которой содержалось предупреждение, что в случае, если восставшие штаты не возвратятся в Союз к 1 января 1863 г., все рабы, находящиеся в пределах их территории, будут объявлены «свободными отныне и навечно».

То есть даже прокламации Линкольна об освобождении рабов, изданной 1 января 1863 года и дававшей свободу рабам во всех восставших штатах, предшествовал трехмесячный период, в течение которого всем штатам, которые добровольно вернулись бы в союз, было обещано позволить сохранить рабство.

А ещё... рабы в штатах, уже занятых федеральными войсками, как и рабы в пограничных и южных штатах, не присоединившихся к Конфедерации, не подлежали освобождению, так как такое решение администрации Линкольна могло озлобить «лояльных» плантаторов-рабовладельцев этих штатов и ослабить их поддержку федерального правительства.

Штаты Конфедерации проигнорировали предупреждение, и тогда 1 января 1863 года была издана вторая прокламация, которая превратила вопрос об освобождении рабов в объявленную цель войны и неизбежно привела в конечном счете к ликвидации рабства во всей стране. Разрешение неграм служить в федеральной армии с оружием в руках придало Гражданской войне Севера характер крестового похода против рабства. «Вооруженный негр» — кошмар, преследовавший южан на протяжении многих десятилетий, стал реальностью и оказал заметное влияние на дальнейший ход событий. То есть освободителем негров и борцом за равноправие Линкольн стал вынужденно.

Какие из этого можно сделать выводы?

Авраам Линкольн был человеком своего времени, человеком XIX века; реальный Линкольн заметно отличается от иконы Линкольна, возникшей в американском “культурном воображаемом”.

Более тог, если бы он не был таким как был, а был бы таким каким его сегодня рисуют, н никогда не избрался бы президентом в 1860 году. Его бы не выбрали.

Когда Авраам Линкольн ещё не был президентом, а сравнительно скромным политиком второго ряда, он в качестве убедительнейшего примера государственного деятеля, которому ударила в голову власть, приводил такого, который втянет США в войну или отменит рабство.

История использует для выполнения важных задач государственных деятелей вне зависимости от их первоначальных намерений.

История — это то, что происходит когда вы имеете другие намерения и планы. Политик, который начинает путь с определенными намерениями, может зайти много дальше, чем он изначально планировал. Поскольку пути истории имеет свою логику, которая может сильно отличаться от представлений государственного деятеля, который на историческом перекрестке выбирает путь, ещё не зная, как далеко он его заведет.

И когда люди ищут в истории символов, которые необходимы им, они всегда и неизбежно делают это в свете нынешней ситуации. И наделяют исторического деятеля положительными качествами из нынешнего джентельменского набора.

Прошлое не застыло неизменным во времени. Оно всегда трансформируется в сознании, в зависимости от того, чем сознание занято здесь и теперь. Коллективная память – это, по сути, реконструкция прошлого, которая адаптирует образ исторических фактов к верованиям и духовным нуждам настоящего..

Tags: ЖЗЛ
Subscribe

Posts from This Journal “ЖЗЛ” Tag

  • РЕФЛЕКС ЗЕММЕЛЬВЕЙСА

    В детстве его называли «Наци». От Игнац. Игнац Филипп Земмельвейс – стоял у истоков спасения миллионов и миллионов жизней. Его…

  • Титан Микушевич — носитель культуры

    Это мощный старик с огромной палкой, светлым умом и мировой культурой. Поэт. Прозаик. Переводчик с немецкого, английского, французского,…

  • Сергей Есин и проклятие современной культуры

    11 декабря на 82-м году жизни скончался автор книг, которые меня поразили в юности. И остались в памяти до сих пор… Заслуженный деятель…

  • Норьега

    Панамские власти…

  • Киноактеру Кирку Дугласу исполнилось 100 лет

  • Роман Якобсон

    Сегодня 120 лет назад родился великий филолог Роман Якобсон. Советские читатели более всего знали по знаменитым строчкам из стихотворения…

  • Шодерло де Лакло

    Ровно 275 лет 18 октября 1741 назад родился удивительный человек — Пьер Амбруаз Франсуа Шодерло де Лакло: генерал и изобретатель, который…

  • НА смерть Аблаллы

    Умер отец ''саудовской инициативы'' Последним выдающимся решением Абдаллы было сохранение квот нефтедобычи. Многие ожидали,…

  • МАСТЕР. Памяти Юрия Любимова

    Любимов считал, что всю жизнь имел дело не с политикой, а с искусством. Но театр, когда он становится крупным общественным явлением, не может не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments