Давид Эйдельман (davidaidelman) wrote,
Давид Эйдельман
davidaidelman

Categories:

Каким видел решение еврейского вопроса Герцль до Дела Дрейфуса?

После некоторого перерыва возвращаюсь к своей концептуальной дрейфусиаде. В прошлых постах мы говорили, что в деле Дрейфуса состоялась презентация качественно иного антисемитизма , являвшегося "следствием эмансипации евреев".

Но, что интересно проследить, рефлексируя вокруг этого дела, что концептуальные построения, политические феномены, философские понятия, социальные тенденции, презентовавшие себя в эпоху Дрейфуса, появлялись парами, взаимосвязанными парами.

Ханна Арендт писала: «Единственным видимым результатом этого дела было рождение сионистского движения. Только таким и мог быть политический ответ евреев на антисемитизм и только такой родиться новая идеология, в которой отразилось отношение евреев – впервые серьезное! – к той враждебности, которой суждено было вскоре вынести евреев в центр мировой истории».



Как известно, решающим событием, приведшим к крутому повороту в жизни Герцля, сделавшее его основателем политического сионизма, и этим, быть может, изменившим весь ход еврейской истории, явился процесс Дрейфуса.

Но понятно, что Герцль задумывался над решением еврейского вопроса и задолго до того как увидел, состоявшейся в сердце Парижа, церемонию разжалования, когда преломляли шпагу капитана, срывали погоны и орденские ленточки с мундира обвиненного, а толпа кричала: «Еврей-предатель: Смерть предателю! Смерть евреям!»



До дела Дрейфуса Герцль много раз думал о том, как решить еврейский вопрос. Как одно из возможных решений он видел массовый "добровольный и почетный переход" в христианство. Он представлял это событие (судя по записи в дневнике 1895 г.) примерно так: «Года два назад я хотел решить еврейский вопрос, по крайней мере в Австрии, с помощью католической церкви. Я пытался получить гарантии от австрийских епископов и через них получить аудиенцию у папы римского, чтобы сказать ему: помогите нам в борьбе с антисемитизмом, а я создам среди евреев сильное движение, с тем, чтобы они свободно и достойно приняли христианство. Свободному и достойному в том смысле, что вожди этого движения, и прежде всего я сам, останутся евреями и в качестве евреев будут пропагандировать принятие религии большинства. При свете дня, в полдень, переход в другую веру откроется под звон колоколов торжественным шествием к собору Святого Стефана (в Вене). Не стыдливо, как раньше поступали единицы, а с гордо поднятой головой. Тот факт, что сами вожди этого движения, оставаясь в рамках иудаизма, проводят народ лишь до порога церкви, а сами останутся снаружи, возвысит все это дело и придаст ему глубокую искренность.

Мы стойкие образовали бы переходное поколение, оставаясь верными религии своих отцов. Молодых сыновей, однако, следовало превратить в христиан, пока они еще не достигли возраста собственных решений, когда крещение выглядит как трусость или карьеризм. Как всегда, по своему обыкновению, я представил себе это дело во всех деталях, в своем воображении вступил в переговоры с архиепископом венским, беседовал с папой римским, которые, впрочем, весьма жалели, что я принадлежу только к переходному поколению…
».

Как говориться: БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

Предыдущие части:
1. Полковник Пикар

2. Дело Дрейфуса и Панама

3. Расовый антисемитизм

4. Нелюбовь к евреям - не равна антисемитизму

5. Мировая повестка дня
Tags: Герцль, Дело Дрейфуса, антисемитизм
Subscribe

  • Гамлетизм!

    Юрий Борисович Соломонов вспоминает в НГ беседу Козакова с Явлинским. Это было уже в начале 2000-х на одной, скажем так,…

  • Тиняков, Маршак, Шекспир

    Вот четверостишие: "Моя любовь на фею не похожа: Убогой нищенкой ее верней назвать, Что возле стен, прохожих не тревожа, Бредет — и…

  • Читаю "Кориолан"

    В шекспировской трагедии "Кориолан" к демонстрации "социального протеста" обращаются представители власти. Сенатор…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments

  • Гамлетизм!

    Юрий Борисович Соломонов вспоминает в НГ беседу Козакова с Явлинским. Это было уже в начале 2000-х на одной, скажем так,…

  • Тиняков, Маршак, Шекспир

    Вот четверостишие: "Моя любовь на фею не похожа: Убогой нищенкой ее верней назвать, Что возле стен, прохожих не тревожа, Бредет — и…

  • Читаю "Кориолан"

    В шекспировской трагедии "Кориолан" к демонстрации "социального протеста" обращаются представители власти. Сенатор…