Давид Эйдельман (davidaidelman) wrote,
Давид Эйдельман
davidaidelman

Category:

Влияние Бродского

Борис Херсонский, которого многие недавно указали в ответ на мой вопрос за публикациями кого из современных русскоязычных поэтов надо следить, 3 года назад опубликовал в своем Живом Журнале цикл под названием "Не быть как Бродский":


…не хотите показаться невежей - молчите о Иосифе. Не поминайте. Провинциалом сочтут или от дома откажут. Мало кто из моих приятелей не декларировал нелюбовь к Бродскому в разных выражениях и с разной настойчивостью. Еще хуже, если кто-то услышит обвинение в бродскизме. Это окорбуха в оба уха…
Думаю, я единственный в тусовке, кто спокойно и без аффектации признает влияние Бродского на свои стихи... Самое симпатичное, что я услышал, это то, что я не более чем медиум, устами которого вполсилы говорит нобелевский лауреат. Я ответил, что более почетной реплики не слышал в жизни.
http://borkhers.livejournal.com/136651.html



Попытаюсь реконструировать некий "список обвинений", которые мне приходилось выслушивать в адрес великого поэта.
http://borkhers.livejournal.com/136735.html

Бродского возводили на царство, а ввели в моду. И выводят. Кто не любил - рады. Кому все равно - тем все равно. Кто любил - тому больно.
http://borkhers.livejournal.com/137414.html

Не кажется ли Вам, что всю органную музыку восемнадцатого века написал И.С.Бах? Если вы наугад включили ТВ или зашли в дом, где играет компакт-диск и услышали величавые, гармоничные звуки органной фуги, вы автоматически выдыхаете: "Бах?" И часто бываете правы. Более чем часто...

То же самое случилось с Бродским. Для определенной группы читателей Бродский написал все неофициальные стихи второй половины двадцатого века. Кроме тех стихов, которые спели Высоцкий и Окуджава. При этом песня на стихи Бродского "Пилигриммы" в сознании многих отошла к Булату. Так естественней. Кому стихи, кому - песни. Высоцкий, тот вообще перекрыл своим талантом множество авторов своего времени. Читателю, слушателю не нужно слишком много авторов. В идеале хватит одного.
http://borkhers.livejournal.com/138066.html

Иосиф Бродский и Владимир Высоцкий
«Иосиф Бродский и Владимир Высоцкий»

Если нельзя применять поэтику Бродского, то в чем же эта поэтика заключается? Чего именно - нельзя?

Приведу краткий перечень этих признаков, на которые реагируют немедленно. Бойтесь этого, друзья мои, бойтесь!

1. Стремление писать стихи циклами, развивая в последующем стихотворении тему предыдущего, смысловые венки сонетов.
2. Избегание открытого, декларативного выражения чувств.
3. Выраженная рефлексия, экзистенциальное напряжение, чуство пустоты и безысходности.
4. Анжабеман - несовпадение структуры фразы со структурой строки, перенос фразы в следующую строку. Это просто клеймо, не делайте так, дети, поставят в угол! Кто там сказал: это не Бродский придумал? Встань, если такой разумный. Как твоя фамилия? Вон и без родителей в школу не приходи!
5. Длинная строка
6. Сохранение и даже некоторая изысканность рифмы при достаточно свободном обращении с ритмом.
7. Сохранение грамматической структуры предложения.

Конечно, много чего еще. Но на эти признаки в основном ориентируется искатель бродскизма.
http://borkhers.livejournal.com/139996.html



Наиболее естественная реакция на присутствие в поэзии титанической фигуры, на мой взгляд, это - принятие. Принятие простого факта, что этот человек существовал в мире, и его душа в заветной лире пережила свой прах и, по всей вероятноти, убежит тленья.
http://borkhers.livejournal.com/139996.html

Модно не любить Бродского. Можно не любить Бродского. Можно превратить его имя в фетиш, можно в ярлык.

Но вот чего делать не стоит: забывать, с чем пришел поэт в наш мир, что унес с собой навеки, а что оставил нам, чтобы мы как-то этим распорядились.
http://borkhers.livejournal.com/143587.html

Полностью это эссе опубликовано тут и тут.

Цикл задуманный как апологетика Бродского - получился самооправданием бродскизма, то есть охранной грамотой, которую автор выписал самому себе.

Цикл очень интересный. Но... поэт - он не должен оправдываться.

Хотя бы для того, чтобы не укреплять...
http://www.chaskor.ru/article/sluchaj_hersonskogo_10409
http://www.chaskor.ru/article/nizhe_travy_14389
http://borkhers.livejournal.com/890171.html
http://magazines.russ.ru/arion/2010/2/ab20.html

В Древнем Риме вместе к собранию сочинений Овидия присоединялись стихи его подражателей (без имен). Именно так Брюсов советовал присоединять ранние стихи Соловьева к собранию сочинений Фета.

Персы из всего многообразия своей классической поэзии выбрали семь великих авторов, а остальных выбросили и забыли. При этом, как говорят, если что-то очень подходило Хайяму из рубаи написанных в его манере, то это приписывалось Хайяму.

Борис Херсонский - безусловно поэт находящийся в поле влияния гиганта. При этом иногда его стихи кажутся ближе, чем стихи Бродского. Как разбавленное иногда лучше, чем концентрированное...

Херсонский - человечней. С ним теплее. Ибо Бродский нарочно хотел, чтобы читатель его стихов дорастал до космического метафизического ужаса.

ИМХО: лучшие стихи Херсонского о запретном городе - Бродский бы так написать не мог.

Стихи же, которые по интонациии, стилю, манере наиболее близки с Бродскому - отличаются от них (и это даже не обидно) отсутствием тех мускулов.

Вопрос же о влияние Бродского - это куда более сложный вопрос, чем чипляние к предполагаемому эпигонству.

И его стоит еще подробней обсудить...
Tags: Борис Херсонский, Бродский, поэты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments